Бунт против повседневности. Scady Scady (часть 2)

Опубликовано Posted in Блог

– Что посоветуете человеку, который не уверен, что долго будет носить тату?

– Если не уверен, не делать вообще. Не выносить мозг ни себе, ни мастеру. Иначе в какой-то момент пожалеет. Лучше подождать, когда придёт уверенность.

– А все татуировки делаются надолго или есть временные варианты?

– То, что загоняется под кожу, там же и остаётся. Это «развод» про временную татуировку, которая через год уйдёт. Тату временного нет. Временным может быть рисунок хной, боди-арт, стикеры. «Разводящие» говорят, что используют краски для перманентного макияжа, и потому такой рисунок через год-два рассосётся. Не рассосётся, а станет блеклым, расплывшимся пятном. Всё, что под кожу – это навсегда. Часто мастера выпускают свои именные «флэш-тату» (наклейки) – вот они и сгодятся на пару дней, для вечеринки и не более.

– Как вывести тогда татуировку?

– Лазером. И они бывают разного качества. Более дешёвые оставляют больше шрамов и хуже выводят. Есть даже лазеры, которые работают с определёнными цветами, т.к. они имеют разную стойкость (по-моему, зелёный хуже всего выводится). При этом вывести в ноль практически неневозможно. Всё равно силует какой-то останется – растворить пигмент под кожей не удастся.

А что касается старых татурировок – 20 и более лет, которые делали ещё краской для принтера, шариковой ручки и тушью, – с таким лазер скорее всего не справится. Кроме того, велика вероятность даже получить ожог, т.к. в их составе чего только не было – и свинец, и какие-то другие металлы. В общем никакой гарантии нет, даже если татуировка сделана на спец. пигментах. И нужно большое кол-во сеансов (около 5-10), чтобы всё это подсветлить. Ко мне приходят клиенты с такими осветлёнными тату, чтобы на них нанести новые и не «катать» прежний рисунок в чёрный.

– Отдельные салоны выводят или при тату-студиях?

– При тату, особенно больших, т.к. это облегчает работу мастерам. Плюс востребовано и приносит хорошие деньги. Вывести лазером – это столько же (если не дороже), как и нанести хорошую работу. Но бывает и отдельно – в косметологических салонах.

Интересно, что я знаю больше студий с лазерами в Украине, чем в Испании. Здесь меньше заморачиваются над видом татуировки и предпочитают перекрыть или нанести рядом новую. Я даже не знаю, в каком салоне в Барсе есть лазер, и в нашем его тоже нет.

В Украине же любят шик, блеск, красоту, которые нужно поддерживать. Плюс хорошие краски и оборудование дошли сюда значительно позже – люди понаносили «портаков», что также, думаю, повлияло на востребованность этой услуги.

– Есть такое понятие, как реставрация?

– Да, есть реставрация, есть cover up (англ. «укрывать»). Если старая работа не очень тёмная и позволяет площадь, то можно её полностью перекрыть – в чёрное или художественной татуировкой. Если же она очень поплывшая и маленькая, детальная, то рекомендую в ней не копаться, потому что на старом расплывчатом пятне новые мелкие детали могут также со временем поплыть. Такой рисунок лучше перекрыть по-новому. Но если работа нормального размера, пропорций, то не проблема добавить контрастности, чётких линий, яркости цвета. Т.е. тату либо освежается, либо полностью перекрывается другим рисунком, либо в закатывается в чёрный, как у меня на спине.

– Как долго сохраняется качество татуировки?

Если не шкварить её на солнце, пользоваться специальным защитным кремом, не делать лазерные процедуры на месте нанесения, то и через 10 лет она будет нормального насыщенного цвета и хорошего качества. Если мастер правильно технически всё сделал, то и тонкие детали, которые имеют тенденцию подплывать, будут держаться на протяжении 10-20 лет. В бурое пятно точно ничего не превратится.

– А как быть с морщинистой кожей? Ведь человек имеет тенденцию стареть)

– В Испании больше пожилых людей с татуировками, чем без. Прикольно выглядят и никто не заморачивается. Мне кажется, это больше вопрос менталитета. Скорее в Украине будут переживать: «А что скажут люди, когда я буду старым и в тату». А здесь все ходят, как хотят, – сморщенные, в татухах и счастливые.

Если говорить о том, насколько сохранится вид самого изображения, то кожа имеет естественное свойство равномерно стягиваться и растягиваться, в зависимости от изменений тела. Это немного компенсирует ситуацию с появлением морщин.

В целом должна быть очень узнаваемая портретная работа какая-то, тонкие детали, чтобы стали заметными искажения (напр., повело лицо). Не настолько  возрастная кожа меняет пропорции или фактуру рисунка, чтобы это повлияло на его восприятие. Абстрактная работа, узор, цветок не будет бросаться в глаза, хоть и подсомнётся.

– Ваш самый пожилой клиент?

– Год назад у меня была пара – классические каталонские бабушка с дедушкой, лет далеко так за 60-т. Они не выглядели байкерами или ещё кем-то таким, но были «подзавалены» татухами. У бабули – крутая абстрактная работа на ноге, и мы делали ей акварельный паровозик. Дедуле наносили мультяшных героев из его детства и на плече корректировали очень старое тату – булавку на которую нанизаны сердца. Он объяснил, что татуировка посвящена дружбе: «Нас – семеро друзей. Все мы живы. И эти сердца символизируют, что мы до сих пор вместе – наша дружба не исчезла с течением времени».

На возрастной коже сложнее работать, т.к. она более сухая, тонкая, имеет пигментацию, и потому тяжелее добиться контрастных цветов. Но в целом – ок, можно делать.

Был у меня ещё клиент за 50-т, он всю жизнь провёл в инвалидной коляске. Занимается плаванием. Мы ему делали огромного кита на груди, который выпрыгивает из абстрактных волн. Счастливый неимоверно! Этим летом он проехал на коляске какую-то часть Камино-де-Сантьяго – путь пилигримов (Франция, Испания). Такой вот классный дядька – возрастной, седой, с бородой и «заваленный» татухами.

– Кто эти люди, которые делают татуировки?

– К каждому идут свои – на стиль, на эмоциональную близость. Последние пару лет я – самый горный мастер. Ко мне приходят те, кто любят горы, занимаются вело-спортом, ценят природу, предпочитают активный образ жизни – одним словом, близкие мне по духу.

У нас в студии в Барсе есть очень классный мастер – в прошлом известный испанский рок-музыкант, вокалист группы. К нему идут порнушного вида мадам, с вооооот такееенными сиськами, губами, ногтями, и всегда делают весьма специфичные работы, забивая себе бёдра, грудь и т.п. Я, когда смотрю на его клиентов, хвалю Бога за своих.)) Не знаю, что бы я с ними делала.)

Есть ещё у нас в команде 2 классных парня – очень известные и за пределами Испании мастера. Такие пацанчики в кепках, с «заваленными» рукавами цветными, в широких шортах. Работают в стиле new school. К ним больше половины клиентов приезжают из Штатов. Тоже своя субкультура.

Так что у каждого мастера свой контингент. Но так как в Европе услуга стоит денег, то понятно, что это люди, у которых они есть, – не мажоры, но со средним хорошим достатком. Существуют и маргинальные мастера, которые работают с такими же слоями общества, но это уже не про хорошие студии.

– А ребята из мест заключения захаживали?

– В Украине пытались захаживать ещё в начале моей карьеры. Но я не была расположена к этому типу клиентов. А последние лет 10-ть не сталкивалась. У них свои мастера, которые знакомы с символизмом и потребностями этой публики.

У нас в студии висит подборка фото с советскими заключёнными в татухах. И сейчас в Европе эта тема очень популярна. Есть субкультурые веяния – роза с кинжалом, паук с чем-то там, бабочка с черепом и т.п. – очень стилизованные и схожие с советскими тюремными наколками. Существуют мастера, которые этим веянием зоновских татух из России вдохновляются. В контексте Европы – им по приколу. Здесь же никто не попросит ответить.)

– Ну да, это не расхаживать в них по территории России.)) Как Вы думаете, почему возникло сейчас это веяние?

– Наверное, чтобы изобразить некий социальный протест, бунт – на лице набить три шестёрки, звезду советскую на щеке, какую-то «олдскульную» тюремную татуху на видном месте. По типу «чем хуже, тем лучше». Показать, как я крут. Я даже не думаю, что там какая-то глубокая мысль против системы имеется. Хочется подросткам повыпендриваться, выделиться – вот и всё, пожалуй.

Когда люди задумываются, то осознают, что нет смысла визуально слишком отличаться, т.к. это не несёт особой ценности. Главное, что ты чувствуешь внутри. А в молодости, в подростковом возрасте ещё важна внешняя атрибутика.

– Можно ли сказать, что именно люди, склонные внутренне к бунтарству, и делают татуировки?

– С разными мотивами приходят люди. Мои клиенты, например, хотят увековечить важные для себя события: значимую вершину, которую покорил, или горы, в которых вырос, оставить память о дорогих людях, животных.

Кто-то хочет добавить себе брутальности, кто-то эстетики, кто-то обособить себя или наоборот – присоседиться к какой-то группе.

Есть люди, которые укатывают себя полностью в чёрный suit (англ. «костюм») – это сейчас топовое мировое движение. На мой взгляд – в попытке выделить себя из толпы, показать, что по-другому смотрят на мир, объединиться таким образом в новую субкультуру.

Много десятилетий популярны декоративные тату: цветочки, знак инфинити, птичка. Это про «хочу что-то миленькое на себе». Инстаграмные веяния, конечно же, присутствуют: популярные модели, блогеры с «забитыми» бёдрами в цветах и тому-подобное. И «народ» тоже хочет себе такой «пион на попе» – одеть чужой образ крутого.

И наоборот: в Германии, например, у меня есть абсолютно цивильные клиенты с серьёзной должностью, которые делают себе проекты на полтуловища о природе и активном образе жизни, не демонстрируя их при этом никому, и с просьбой в сторис не выкладывать.

– За 18 лет работы, как часто думали, что «это не моё» и хотелось всё бросить?

– Год назад у меня как раз был первый жёсткий творческий кризис. Когда я приехала в Испанию и начала всё с нуля, я упахалась. И недавно поняла, что не хочу больше делать татуировки – нет вдохновения. Взяла относительную паузу на год. Делала в это время холсты, скульптуру и самые интересные проекты на коже.

Прошло время – и я уже жду поездку в Германию, кручу идеи новых тату в голове.) Мне вновь настолько интересно! Наконец-то немного отдохнула. А до этого, за все 18-ть лет работы, – разве что краткие моменты потери вдохновения: когда татуировка, например, не получилась так, как хотелось, или когда с клиентом не сошлись.

– Как справляетесь с самокритикой?

– Попсихую-попсихую и после в следующей работе – как выстрелю! Я себя приучила, что если недовольна сделанным, то предлагаю человеку коррекцию, даже если ему всё нравится. Доделываю до той стадии, когда смогу заказчика спокойно отпустить в мир и говорить, что это моя работа.

Иногда бывает, что нон-стопом идут не очень приятные клиенты – прям полоса какая-то: которые тебе выносят мозг, не доверяют, ёрзают, кричат. И к концу такой недели думаешь: «Нафига я вообще этим занимаюсь?!» Или изначально идея хорошая, интересная, а потом человек приезжает и по ходу меняет её на какую-то банальщину, и я понимаю, что сил на это у меня нет. А уже взялась, клиент приехал, депозит внёс. У меня было пару раз, что я кого-то крашу на спине, а у меня слеза катится, потому что я ТАК не хочу делать эту скучную работу! Но должна закончить, т.к. это моя репутация.

Например, «полинезию маори» я не могу больше делать, у меня отторжение, я начинаю плакать и прошу администраторов больше не брать такие заказы. Творческому человеку долго находиться в таких кризисных состояниях нельзя. Нужно что-то менять.

Это касается и жизненных кризисов. Мозг подсказывает: “Что-то не так в твоей жизни. Давай поднимай жопу и докапывайся! Меняй!

– То есть мотивацию «от» никто не отменял?)

– Никто. У меня было два таких глобальных рывка в жизни – ситуация развода и переезд в Барселону. Они придали мне квантовое ускорение. Потребовалась куча сил, на самом деле, но оно того стоило.

– А где силы берёте?

– Я достаточно дисциплинированный человек. Для меня «надо» – это «лечь костьми и сделать». Есть семья и её надо обеспечить. Сконценрировались, сопли в сторону и пошли делать, чтобы не зависнуть в этом состоянии. Мой характер проявляется и в велогонках – если уже начала, то нужно закончить.

Я участвовала в North Cape (велозаезд из Италии в Норвегию к самой сверной точке Европы) – 4 600 км на велосипеде. Проехала за 17 дней. 190 человек стартовало, а финишировало почти в 2 раза меньше. Я знала, что доеду – пусть медленно, но не сойду с дистанции. Никогда не схожу. Я буду лежать, но ползти в направлении финиша.) И в спорте у меня нет ни одной дистанции, где бы я не финишировала – в каком бы состоянии ни была. Это такая жизненная позиция, что ли, которая в работе также отражается.

– Это бег за достижениями? Что Вы себе доказываете таким образом?

– В спорте сейчас – уже нет. Ironman (серия соревнований по триатлону) был, чтобы доказать что-то себе и окружающим. После участия в нём, кроме галочки «я – молодец» – ни души, ни сердца. Долгое время не могла заставить себя даже тренироваться. Такой принцип в спорте теперь для меня бессмысленный.

Когда я ехала North Cape  – это было уже волшебно. Пипец сложно, но настолько классно, красиво, нереально, что перекрывало физический дискомфорт и кризисы. Одним из чек-поинтов была резиденция Санта-Клауса в Финляндии. Приезжаю и вдруг начинаю рыдать без причины, и не могу остановиться. Хотя всё было хорошо: 15-й день поездки, «валишь» 300 км в день, 1-ну ночь живёшь в гостинице, 1-ну – под кустом…  Поднакопилось, видимо.

Но когда после въехала в Норвегию… Белая ночь. Закат, который длится 6-ть часов! Крутишь одна, т.к. глубокая ночь и НИКОГО нет. Пустая дорога, и стадо северных оленей перепрыгивает через парапет… И ты едешь вместе с ними… Закатное солнце, багряное небо, норвежские пейзажи. Слева горы, справа залив. И осознание, что движешься по самому краешку света!

И знаешь, что сама сюда доехала – на своих двух. Знаешь, какой путь прошла… Это что-то такое! Не про результат спортивный, не про дистанцию. Это настолько офигенно, что ради такого мгновения можно вытерпеть всё: стёртую попу, скачки эмоций, физический и моральный дискомфорт. Ловишь состояние: «Я – повелитель! Я – повелитель, #@%&, этого мира!!!» Слёзы льются, на лице улыбка, состояние такого экстаза!! ТАКОЕ приключение!!!

А участники какие были прекрасные в своём сумасшествии!) Ехал мужчина в районе 60-ти лет. Он возле Кракова потерял телефон и кредитную карточку – остался ни с чем. 99% людей сказали бы: «Ну всё, я сворачиваю домой». А он поехал дальше и финишировал. Оставшиеся 3тыс. км он ехал и записывал, сколько и кому должен: кто-то из участников ему билет купил на паром, кто-то угостил обедом, кто-то в хостел поселил. И в итоге он финишировал по навигатору. Ехал сам, без телефона, каждый раз решал, где и за что поесть. Я с ним встретилась на пересечении границы с Норвегией и спросила, для чего ему этот тройной стресс. Он рассказал, что через год уходит на пенсию и хочет отправиться в велопутешествие по Южной Америке – на целый год. Договорился с семьёй, что если преодолеет эту гонку, они его отпустят. И у него такие глаза прекрасные! Вместо того, чтобы сидеть на пенсии и пить пивасик с друзьями, он делает такоое!

С подобными людьми я бы больше нигде не столкнулась. Это нечто очень ценное! У меня от этой поездки осталась брендированная кепка. Я её повешу на стену, и это будет лучшее воспоминание для меня – вместо медальки и ощущения «я – крутая».

– Были моменты, когда хотелось сойти с маршрута?

В Литве, когда ливень лил все 150 км, ветер, и мы ехали по автобану, по которому шуровали фуры. Фуры, которые тебя не объезжают, и ты понимаешь, что можешь домой просто не вернуться. В этой гонке единственную участницу из Украины сбила насмерть машина. И я подумала: «Всё, я хочу домой, сейчас сойду». В итоге взяла паузу и спала не 5-ть часов, а 8-мь, чтобы утром снова ехать с улыбкой.

– Всегда ли нужно дойти до предела, чтобы после получить невероятную награду?

– Ну, у меня, наверное… да. И ведь в этом есть какой-то смысл! Для чего мы здесь находимся? Не ради того, чтобы купить машину, дом, наплодить 10 детей, чтобы те наплодили своих (а я безумно люблю своего ребёнка). Я не чувствую в этом какой-то глобальный смысл нашей жизни.

Мне кажется – самое страшное, когда понимаешь, что жизнь заканчивается, а ты её просрал. Она прошла бездарно, и ты уже ничего не можешь изменить. Это жутко. И серия моих картин с бабульками об этом. Я задаюсь вопросом: был ли у них момент, который они считают переломным, который привёл их к точке невозврата, к нищете и одиночеству? Чувствуют ли они, что можно было по-другому? О чём они жалеют? Что пошло не так? Это их ответственность, непреодолимые жизненные обстоятельства, или человек был абсолютным говном всю жизнь и пожинает плоды своих поступков?

Я много о подобном думаю. И эти холсты не для лайков в инстаграм, а о том, что важно было высказать мне и понять.

– А что Вам позволяет утверждать, что свою жизнь Вы не слили?

– Потому что я чувствую себя на своём месте. Я знаю, что прожила эти годы не бесполезно. Что то, что я могла сделать хорошо, сделала хорошо. Уверена, что меня окружают счастливые люди, и в чём-то я приложила к этому руку. Потому что было много таких прекрасных моментов (счас начну плакать) – уникальных! Когда ты чувствуешь эту ЖИЗНЬ!

Потому что я посмотрела мир, пожила во многих его точках – это придаёт смысл. И люди, которые рядом с тобой находятся, его придают. Семья – моя база уверенности, монументального чувства покоя, мой форт, с которого я могу стартовать и творить. Мне очень повезло с мужем. 11-й год мы вместе. Я его не только люблю, но и безумно уважаю, учусь у него и многое поменяла в себе.

Он обладает такими базовыми настройками человеческими, такой надёжностью, которые делают его лучшим среди людей. Понятно, что страсть то угасает, то вспыхивает вновь, бывают и ссоры, и усталость. Мы и расходились, и сходились – всё было. Но эти уникальные черты характера и осознание ценности наших отношений позволяют преодолевать семейные кризисы.

Ощущение дома важно. Возможность видеть прекрасное вокруг – даже у себя во дворе. Не пропустить распускающиеся цветы… Близкие, друзья важны, которых может быть необязательно много. И очень важно, я бы даже сказала «нужно» приобретать, –  умение быть с собой наедине. Принимать себя, слышать. Научиться докапываться до своих потребностей и желаний. Отключать внешний шум, чтобы стало комфортно одному – не в телефоне, не в ноутбуке, а с собой.

Я считаю, что если можешь сделать что-то хорошее, – сделай. Можешь сделать что-то хорошо – сделай обязательно хорошо. Если нет работы, которая подходит, что мешает её найти? Зачем ходить на работу, которую ты ненавидишь? Найди дело, которое приносит тебе удовольствие, в т.ч. и финансовое.

Если ты весь в семье, а остальное – так-сяк, а потом она рушится, то тебе неоткуда брать силы, чтобы сбалансироваться и остаться на плаву. Если же у тебя всё в работе, и потом вдруг – крах, где брать тогда смысл жить дальше?

Важно не бояться закончить то, что уже не нужно: отношения, в т.ч. дружеские, работу, хобби, которые перестали приносить удовлетворение. И хоть понимаешь, что столько всего вложено, – не цепляться. Потому что пока ты за это цепляешься, у тебя нет места для нового. Я 10 лет успешно занималась музыкой, и после стольких усилий, потеряв вдохновение, было очень тяжело бросить. Но я знала, что иначе не будет времени для того, что делает меня счастливой. Так в моей жизни появился спорт.

Здесь важно, конечно, научиться отличать, за что стоит бороться (в т.ч. в отношениях), а что нужно уже оставить: «лошадь сдохла – слезь». А животные! Это ж столько любви! У нас ещё хорёк есть.) И собаки. Когда мы переехали в Барсу, первые годы без них была такая свобода: можно было налегке передвигаться, путешествовать. Потом я поняла, что нашей семье не хватает каких-то комплектующих для полноценного объёма любви. И мы взяли Чака в приюте. А вторую собаку украли на ферме, она там на цепи сидела – без шерсти, лысая и голодная.

Наличие животных приумножает любовь. Для того и стоит покопаться в себе, чтобы понять, из чего состоит ваше счастье. И если представить, что завтра меня не станет, я буду уходить не с сожалением. Я буду уходить счастливым человеком.

Фото взяты из личного архива мастера Алёны Абрамовой. Фото оленя – SPL/Legion-media.