В период карантина мы встретились с Линой Верес и Александром Лещенко, чтобы пообщаться о призвании, профессиональных взлётах и падениях, о значении мечты и положительного мышления в жизни, а также о том, чем занимается шоу-бизнес во время вынужденного простоя.
– Лина, в одном из интервью Вы сказали, что зов к танцам ощутили в 16-ть лет, и тогда решили, что для них уже поздно. Кем планировали стать? (прим., Лина Верес – артист, хореограф, основатель балета Forsight, супруга Александра Лещенко)
Лина: Переводчиком. Я закончила ИнЯз и даже успела немного поработать. Танцами стала заниматься параллельно, в качестве хобби. И это занятие так увлекло меня, что я жизни уже не представляла без танцев. В какой-то момент пришлось всё-таки признаться себе в этом и действовать смелее: забыть о стандартном пути – школа, ВУЗ, работа. Тогда вообще непонятно было, что делать, куда бежать, с чего начинать. Но дорогу осилит идущий! Первый шаг был сделан. А за ним – второй, третий и так постепенно моё движение вырисовалось в большой путь.
Хотя в детстве я занималась народными танцами. Но бросила, и очень корю себя за это, т.к. если бы не упустила все эти годы, я была бы гораздо более высокого уровня танцором.
– И тем не менее, как танцор, Вы тоже состоялись?
Лина: Да, как артист. Сейчас я уже не выхожу не сцену, но танцевала до этого в «Тодес» (прим, известный шоу-балет Аллы Духовой), имела контракты за рубежом, получила очень хороший опыт работы. Собственно «Тодес» и дал мне возможность состояться, как артисту, и посмотреть серьёзно на шоу-бизнес, как на сферу своей деятельности. Достаточно долго у меня был комплекс отсутствия профильного образования. Полгода тому я всё-таки защитила магистерскую по режиссуре в Карпенко-Карого – закрыла, так сказать, гештальт.
– Осознавая, что для профессии танцора – поздний старт, имея другое образование, понимая, что есть артисты Вашего возраста куда более крутые, как Вы решились на смену деятельности? Что повлияло?
Лина: Желание! Мне очень, просто ОЧЕНЬ СИЛЬНО хотелось!
– Идея создать балет родилась сразу?
Лина: Нет, спустя 10 лет, когда был пройден определенный путь на хорошей большой сцене и получено понимание, как это всё устроено. Уже не хотелось выполнять чужие идеи, было желание двигаться дальше. В то время мы как раз познакомились с Саней (прим., Александр Лещенко – танцор, артист, режиссёр-постановщик, супруг Лины). И всё опять-таки начинали с нуля. Когда я сейчас оглядываюсь назад, через что мы прошли, не уверена, что рискнула бы снова.
– Очень знакомо)))
Лина: Тогда, наверное, сработала молодость, азарт, бесстрашие, вредность какая-то. В нужное время явились нужные мысли и помножились на внутренний запал. И – как в омут с головой! Сейчас же, с высоты своего опыта, я вижу другие пути, я бы во многом иначе уже действовала…
– Т.е. решение создать балет, возникло не из коммерческих соображений?
Лина: Нет. Мы в принципе не знали, можно ли на этом заработать, какова система, сколько в это нужно вкладывать? В то время балетов было очень много, особенно в Киеве…
– Что пришлось преодолеть, чтобы проект «балет» состоялся?
Лина: Отчаяние: когда ты не знаешь, сможешь ли обеспечить работой людей, которые пошли за тобой. Это сейчас мы делаем полноценные шоу с цирковыми артистами и вокалистами. А тогда – только танцы. И ребята поверили. На честном слове мы начали репетиции, к чему-то готовились… Связей особых не было, заказов тоже. Помню, я открывала справочник, отыскивала контакты агентств и прозванивала, презентовала нас. Выстреливало процентов 5-ть. Благодаря тому, что у меня ранее были налажены контакты с Германией, где я танцевала по контракту, нас пригласили за границу с коллективом, и это дало нам какой-то плацдарм.
– То есть по сути на голом энтузиазме?
Лина: Да. На какой-то вере во что-то призрачное, во что мы верили дружно… Верили друг в друга, по сути.
– А сколько времени прошло до момента, когда начались хорошие заказы?
Лина: Лет 6-ть прошло прежде, чем я перестала переживать, на что содержать ребят. Ведь, чтобы удерживать их в коллективе, мотивировать, нужны деньги. Нужно, чтобы у них был стабильный заработок. Плюс я и сама тогда ещё танцевала.
– 6-ть лет жизни в стрессе…
Лина: Да, очень серьёзный челлендж (прим., с англ. «вызов»).
– Что пришлось преодолеть в своих привычках?
Лина: Много всего. Самое большое – идти первой на контакт с людьми, предлагать что-то. Для меня это сложно. Я до сих пор избегаю подобных процессов – начать, сказать, предложить. Я могу организовать, договориться, отстоять условия. Хорошо, есть уже люди, которые занимаются продажами. А тогда мне пришлось перебороть себя на определенный период. Какой-то блок что ли… (прим.: подобные блоки можно устранить с помощью работы с коучем).. Ну, и взрастить другой уровень ответственности – навык, который шлифуется всю жизнь.
– И в итоге множество гастролей, сотрудничество со звёздами (Rihanna, Александр Рыбак, Alyosha, Иван Дорн, Александр Пономарев, Ирина Билык, Виталий Козловский и др.), свыше 1000 постановок для украинских и зарубежных ТВ-проектов, для президентских мероприятий в Казахстане, Олимпиады в Сочи, для корпоративов – что же сделало балет в итоге таким успешным? Каково значение удачи в этом?
Лина: это симбиоз всего – мечты, труда, твоего отношения к миру, твоего мышления, умения отдавать, веры (ведь всё просчитать невозможно). Везение? Нет. Мы все имеем то, что заслужили. Возможно, это понимание не лежит на поверхности, но для меня это так.
Александр: удача – это шанс, который ты либо сумел заметить и использовать, приложив свои проф.навыки и креативность, либо упустил. У нас проекты такого масштаба и в таком количестве начались спустя 10-ть лет упорной работы. Это изнанка успеха.
– Саша, я Вас впервые увидела на шоу «Танцюють всі» телеканала СТБ. Вы были моим фаворитом. Как пережили второе место? Обидно было?
Александр: Конечно)) Три месяца работы на пределе сил, подойти так близко к цели и не выиграть – это опустошает. Неприязни по отношению к сопернику не было. Просто все лавры, внимание, акцент мгновенно направляются на победителя, а ты как будто остаёшься не у дел. Но потом просыпаешься утром и понимаешь, что всё на самом деле круто, и важно разумно использовать достигнутый высокий результат.
– А как сложилась профессиональная судьба у победителя?
Александр: Хорошо. Саша (Александр Останин) 4-ре раза стал чемпионом мира по степу и абсолютно, считаю, заслужено. Открыл школу танцев в Одессе.
– Как Вы в целом относитесь к неудачам, поражениям?
Александр: Я в принципе в жизни легко ко всему отношусь. Через пару дней забываю обо всём, т.к. активно вовлечён в другие мероприятия, концерты, шоу и пр. Наверное поэтому я и не болею, не депрессую, т.к. всё отпускаю с лёгкостью – как победы, так и поражения. Когда я стал первым в шоу «Майданс», что было для меня супер-результатом, я также легко к этому отнёсся. Класс! Отличный опыт! Погнали дальше!
– А соревнования Вас больше мотивируют или изматывают?
Александр: Я отношусь к ним с большим азартом. На 1000% погружаюсь и растворяюсь в них. В этот момент для меня ничего другого не существует.
– Как Вы вообще попали в эту сферу? Почему танцы?
Александр: Я жил тогда в Александрии. С 7 до 11 лет занимался карате и достаточно профессионально: имел чёрный пояс в своей возрастной категории, был чемпионом Украины (2-е, 3-е место). Как-то моя двоюродная сестра позвала меня за компанию на бальные танцы. Сама ходить в итоге не стала, а меня это занятие так увлекло, что через месяц уже мечтал поступить в Институт культуры, учиться на хореографа. 2 года я занимался бально-спортивными танцами. Приехал попробовать себя в Киев, где родная сестра купила мне абонемент в студию «Тодес», – с этого момента всё и завертелось.
В общем сёстры оказали самое активное участие в моей профессиональной судьбе. Родители всё бросили и переехали в столицу по настоятельной рекомендации преподавателей студии. И только спустя 16 лет вернулись обратно в Александрию. Если бы не этот их шаг, даже не представляю, как сложился бы мой профессиональный путь.
Лина: К нам в «Тодес» тогда очень много людей приходило-уходило, мы на многих насмотрелись. Но когда пришёл Саша, все сразу отметили, что у него талант, – настолько легко он всё схватывал и воплощал. Было очевидно, что танцы – его призвание. И уже в 17 лет я предложила Сане стать хореографом шоу-балета, предоставив полную свободу в творчестве.
Александр: Мне пришлось работать с людьми старше меня, завоёвывать их авторитет. В 17ть я выглядел на 12ть, борода пока не росла)), и такая внешность ещё долго была настоящей проблемой. Нужно было убеждать заказчиков в том, что я ответственный серьёзный человек, на которого можно положиться.
– Как Вас изменила популярность? Знакома «звёздная болезнь»?
Александр: Ну, я не супер–звезда, я – человек публичный и известный в своей среде. Мне кажется, что никак не повлияла. Конечно, как любой артист, я люблю внимание, в какой-то мере даже повышенное – признаюсь в этом честно. Со стороны это, возможно, выглядит, как эгоизм, бОльшая претенциозность, жёсткость, рост амбиций. Но мне кажется, что и к публичности я отнёсся легко.
Лина: Одно дело, когда человек изначально претенциозен, например, и слава лишь проявила эти качества, а другое, когда из-за элементарной нехватки времени и энергии, возросшей ответственности, поневоле становишься более избирательным и требовательным в контактах и к условиям работы.
– А была у Вас боязнь сцены?
Александр: Неееет, сцену я люблю! Волнение всегда было и есть, особенно если концерт большой и ответственный.
– Как вам удалось управлять таким количеством людей в шоу «Майданс» (телеканал «Интер»), находить с ними общий язык?
Александр: Сам не знаю, и не знал до момента, пока не вышел к участникам и не сказал: «Привет, Кировоград!» Было очень страшно. Совсем непонятно, как общаться, кричать, управлять, удерживать 500 человек! Тому позвонить нужно, у этого живот болит, тому попить, этому – в туалет… Атас! Подобным опытом не обладал никто из хореографов. Это было что-то заоблачное для всей команды проекта. В общем, сказал «привет» и мгновенно включился. И, оказалось, что я… МОГУ!
Лина: Он очень чувствует аудиторию, умеет её держать и делает это естественно. И очень много отдаёт, выкладывается.
– Александр, Вы из тех людей, которые «прыгнем, а после разберёмся?»))
Александр: (смеётся) да. Лина предпочитает прежде всё обдумать. А я в буквальном смысле могу прыгнуть)). Например, чтобы сходу разобраться, как делать сальто))).
– Работая в шоу-бизнесе можно остаться человеком?
Лина: конечно. Есть разные люди, но со временем многие переосмысливают своё движение «по головам» и жалеют об этом. Я считаю, что всегда есть возможность сманеврировать так, чтобы не причинить вред человеку, даже если тебе это выгодно. Понятно, что частенько на виду в шоу-бизнесе все «дружат-любят-обнимают», а на самом деле это не так. Это афиша, яркая обёртка, форма общения. Но есть и другие люди, и доверительные отношения.
– Сколько времени проходит от момента идеи проекта до его реализации – выступления на сцене?
Александр: В целом мы работаем быстро, т.к. у нас слаженная постоянная команда и большой опыт. За одну репетицию можно создать номер, но после нужно ещё отшлифовать, т. е. в итоге у нас уходит дня 4-ре. Когда работали в Казахстане – делали шоу, участвовали в телевизионных постановках, работали с артистами – ставили по 20-ть номеров в неделю! Практически жили на площадке. Конечно, речь идёт не о полноценной постановке, а о режиссуре, хореографии, создании атмосферы, работе с реквизитом и т.п.
Лина: например, постановка новогоднего шоу «Игрушки», на котором Вы были, заняла у нас всего 2 месяца (разработка сценария, костюмы, хореография, написание музыки). Это очень быстро. Дворец Украины обратился с предложением достаточно поздно. Но мы рискнули. По-хорошему, на создание большого шоу нужно полгода. Это огромный труд и колоссальные затраты психической энергии.
– Сейчас у вас большая конкуренция?
Александр: танцоров много и работа для них есть, равно как и конкуренция среди них. Балеты же сейчас тяжело содержать, поэтому их не так много. Проще работать по американской модели под проект, фриланс. Но мы не используем её. Когда отдаёшься своему делу целиком, то и получаешь обратно много – происходит полноценный обмен энергией, рост, развитие. Это совершенно иное качество репетиций, работы, жизни. И создавать такое качество возможно только с командой, которая для нас, как семья. Зрители такой подход чувствуют и отмечают.
Мы также заботимся о том, где танцоры будут дальше себя реализовывать, ведь возраст этой профессии – 30-35 лет. Многие ребята из нашей команды работают уже, как администраторы, менеджеры, занимаются музыкой, делают монтаж и т.д.
Лина: Для нас понятие выгоды включает в себя и качество нашей работы, и энергетический заряд, который мы транслируем, и заботу о своей команде. Именно это, на мой взгляд, в конечном итоге важнее и открывает горизонты.
– Танцор может себя сейчас обеспечить?
Лина: Может. На контрактах заработок составляет где-то 1,5тыс.$ в месяц. Для сравнения в Европе – от 3х тыс. евро. Но наши танцоры тоже могут зарабатывать, как европейские (например, на американских кораблях). Конечно оплата зависит от уровня специалиста: средний танцор в Турции может иметь 800-1000$ в мес., для другого уровня заказчиков – более серьёзный кастинг, контракт и степень профессионализма.
– Сколько стоит сейчас постановка от Forsight?
Лина: танцевальные номера – 1,5 – 2 тыс.$, шоу – в зависимости от количества задействованных артистов, в т.ч. цирковых, тайминга и пр. В целом мы стали зарабатывать, когда начали делать большие проекты и несколько одновременно. Плюс, если мы отправляем группу по контракту на длительные гастроли, стабильно имеем от этого доход. Нужно ещё учитывать, что нашем бизнесе есть сезонность – hot-периоды и время, когда мы к ним готовимся.
Александр: если бы не зарубежные проекты, контракты – по сути и бизнеса не было бы. Они дают львиную долю дохода.
– Есть ли у вас расходы, которые нужно постоянно нести?
Лина: да, аренда студии, обновление костюмов, зарплата (например, сейчас – во время карантина – работы нет, нет дохода, но мы платим и аренду, и ставку). Плюс лето – не сезон. Студия в Кировограде (400м2) и в Киеве (200м2) будет три месяца простаивать – за что нужно будет заплатить из своего кармана. Добавьте ещё услуги бухгалтера, PR-службы, инвестиции в создание шоу.
– Ко мне сейчас обращаются люди, которые потеряли источник дохода, но не готовы при этом даже временно переключиться на что-то меньшее (в т.ч. и по статусу), чтобы элементарно закрыть вопрос выживания. Что вы думаете по этому поводу?
Александр: относительно денег у меня своё отношение. Сегодня 100$, завтра 1000$ – не проблема, ситуации в жизни были и могут быть разные. Но я знаю, что выкручусь, разберусь, найду что-то, чтобы прожить. Да хоть в стрип-клубе танцевать на шесте, в фитнес-зале работать тренером, мастер-классы давать, рекламировать что-то – я легко к этим моментам отношусь. Если ты не унываешь, думаешь в позитивном ключе, действуешь, ты всегда найдёшь что-то.
Лина: Правильный настрой очень важен. Не нужно ограничивать себя всеми этими «не». Вселенная даёт кучу возможностей, нужно уметь замечать и реагировать – это факт.
– Согласна с вами. Можно ли устать от творчества? От необходимости постоянно креативить?
Александр: да, я очень устал. Никогда бы не подумал раньше, что такое случится. Мне на карантине как раз выдалась возможность разгрузиться и отдохнуть. Я бы ещё 2 мес. на нём посидел – набрался сил и выдохнул груз большой ответственности.
– Как часто хотелось всё бросить и заняться чем-то другим?
Александр: в 25-ть я хотел перестать танцевать и заниматься только постановками. А сейчас я устал ставить, креативить, загружать свой мозг… Хочу побыть артистом – выступать, гастролировать, собирать стадионы. MONATIK называет себя «мульти-артистом», а я хочу быть таковым в искусстве – для чего занимаюсь сейчас вокалом, степом, акробатикой и т.д.
– Т.е. нам готовиться к появлению новой звезды?
Александр: возможно))
– Чтобы создавать сказку на сцене, нужно ли в каком-то смысле оставаться ребёнком?
Лина: нужно быть в потоке, оставаться открытым, восприимчивым. У детей нет ограничений в голове, пока взрослые им не расскажут, что можно, а что нельзя. Эти невозможности и порождают границы. Мы сами себя стопорим. Всё – в нашей голове. Мы живём так, как мы думаем.
– То, чем вы занимаетесь – это призвание?
Оба: да, конечно.
Лина: потому что я пошла за велением сердца, получив совершенно другую профессию. Это необъяснимо. У меня тот самый случай, когда работа и хобби сплелись воедино, стали призванием. Но для этого мне пришлось потрудиться, огромный путь пройти, чтобы стоять наравне с профессионалами сферы танцев.
Александр: я никогда ничем другим не занимался. Это и моё хобби, и работа, и призвание, и жизнь. Это моя миссия – дарить эмоции со сцены, развлекать, увлекать, делиться позитивом.
– Для вас мечта играет в жизни большую роль?
Лина: однозначно. Горизонт, который влечёт, греет. И важно, чтобы путь не обесценил мечту. Порой не понимаешь, как она может осуществиться??? Может! Всё, что желаемо и представимо – осуществимо.
Александр: нужно мечтать много, фантазийно и с превышением ожиданий, т.к. даётся не всё, а подчас в 10-ть раз меньше. И мечты сбываются – мы на собственном опыте проверили. Часто родители осекают детей в их фантазиях, будто это что-то несущественное – так и гасят их желания. А ведь мечта побуждает улыбаться, двигаться, развиваться.
– С мистикой в жизни сталкивались?
Александр: Да, и не раз. Расскажу один случай. Мы участвовали в шоу «Майданс» и думали над идеей финального номера. Решили делать постановку под песню «Молитва» с философской темой о цикличности жизни, реинкарнации, и закончить её созданием иконы Сикстинской Мадонны из отдельных картинок. Я приехал в Кировоград ставить номер и получил письмо от женщины, которая полностью расписала его, как совет, и в конце рекомендовала собрать образ Сикстинской Мадонны… Когда я это прочёл, меня накрыло. Я плакал. Как такое возможно??! С этим номером мы победили в шоу.
– Лина, насколько вам, как женщине, легко управлять делами балета? Не хочется переложить на плечи мужа?
Лина: он тоже управляет, просто за годы уже распределились обязанности. Можно переложить разве что на чьи-то.
– Как удаётся переключаться из роли руководителя, коллеги в роль женщины, жены? Не тянуть рабочий настрой в дом?
Лина: Я очень благодарна Сане за то, что он даёт мне возможность чувствовать себя в каком-то смысле королевой. На такое способен только очень сильный мужчина. Скажу по секрету – он считает женщин умнее и очень чувствует, понимает их. Для меня мой лучший друг – мой муж.
Александр: возможно, если бы я был каким-то неудовлетворённым неудачником, меня бы это задевало. Но я знаю себе цену и многого достиг)
– Можно сказать, что дружба – тот самый клей, который держит вашу пару? Сколько вы уже в браке?
Лина: да, наверное. Ведь дружба – это доверие, и тепло, и плечо. Это и любовь. И карма (смеёмся).
Александр: 7 лет в браке, не в браке – намного дольше.
– Каков же секрет длительных отношений? Ваш рецепт?
Лина: для меня это юмор (я – сложный человек, а муж способен легко перевести всё в шутку) и уважение, граничащее с восхищением, т.к. в Саше есть внутренний стержень.
Александр: и плюс общее дело, общие интересы. Мне кажется, большая проблема семейных пар в том, что у них со временем не остаётся общих точек соприкосновения, их семейная жизнь превращается в функцию. А нам до сих не скучно друг с другом: есть о чём поговорить, пофилософствовать, к чему стремиться, о чём помечтать.
Фото – из личного архива Александра и Лины.